Почему RGB, откуда CMY и зачем К?
08.12.2010   

Что нужно для того, чтобы увидеть на бумаге, скажем, голубой цвет? Согласно теории цвета, если бумага белая, то отраженный от нее свет включает в себя в равной мере все длины волн видимого спектра, который мы воспринимаем как белый цвет (о невидимой части спектра здесь умолчим). Далее теория утверждает, что если из белого света каким-то образом исключить только длинные волны, то мы увидим уже не белый, а голубой цвет. Поэтому любое вещество, вычитающее из белого света длинноволновую составляющую, человек воспринимает как вещество голубого цвета. Полученный таким образом цвет носит название "субтрактивного" (т.е. "вычитающего").

Cвет - это видимая человеку часть спектра, часть диапазона всех уровней энергии (длин волн), которыми обладают фотоны. А цвет - наше восприятие волн и их сочетаний в этой видимой части. Свет - физическая реальность, существующая независимо от человека, а цвет - ощущение этой реальности, рожденное в нервной системе человека.

В процессе печати роль "длинноволнового фильтра" играет специальный краситель; из сказанного выше ясно, что человек воспринимает его как голубой краситель, для простоты так и будем его называть. Таким образом, ответ на поставленный в начале вопрос оказывается следующим: чтобы увидеть на бумаге голубой цвет, нужно нанести на нее... голубой краситель. Sic! Но теперь-то нам ясно, что за этим кроется! И ответ можно было бы сформулировать иначе: чтобы увидеть на бумаге голубой цвет, нужно нанести на нее длинноволновый фильтр. Отраженные от бумаги средние и короткие волны попадают на сетчатку глаза, раздражают фоторецепторы, вызывая сложные фотохимические процессы и реакцию нервной системы, и в итоге создают у нас ощущение голубого цвета.

Если взглянуть отдельно на длинные волны, которые мы "удалили" в воображаемом эксперименте, мы получили бы ощущение чистого, предельно насыщенного красного цвета. Аналогично, воздействие средних волн вызывает ощущение зеленого, а коротких волн - синего цвета. Сочетание, сложение всех длин волн в равной пропорции создает ощущение белого цвета. Отсюда термин "аддитивные" цвета (т.е. "складывающие", "дополняющие", "добавляющие"). Комбинируя три основных аддитивных цвета - красный, зеленый и синий (Red, Green, Blue) в разных пропорциях, можно получить любой цвет из доступного человеку диапазона.

Помните школьный курс? В сетчатке человеческого глаза - два типа рецепторов. Палочки активно работают в условиях слабой освещенности, но "заслеплены" при ярком, дневном освещении, а колбочки трех типов, напротив, чувствительны в условиях достаточной освещенности, и каждый тип реагирует на свет определенной длины волны, давая в итоге человеку цветное зрение. Именно тот факт, что цветное зрение человека по своей природе является "трехканальным", и делает возможным воспроизведение цвета с помощью трех цветов люминофора в мониторе или с помощью трех красителей на бумаге.

Продолжая углубляться в теорию, получим следующее: чистый голубой краситель полностью поглощает (не отражает или не пропускает) красный свет, а чисто пурпурный и желтый красители - соответственно, поглощают зеленый и синий свет. Значит, если нанести на бумагу все три фильтра - "длинноволновый", "средневолновый" и "коротковолновый", наши "идеальные красители" CMY, - то мы увидим черную бумагу? Или точнее было бы сказать "не увидим"? - ведь на месте бумаги останется "черная дыра", из которой в зрительные рецепторы полностью перестанет поступать информация в видимом диапазоне. Теоритически, это так. Отсутствие всех длин волн видимого спектра дает отсутствие цвета, да и света тоже.

На практике, красители, использующиеся в печатных красках, очень далеки по своим свойствам от идеальных "фильтров" и не задерживают полностью "свои" длины волн. Равное количество трех реальных фильтров-красителей не дает ожидаемого серого цвета, а их стопроцентное сочетание (100-100-100-0, где 0 - это черная краска) - глубокого черного. Вместо серого зритель видит красноватый серый, а вместо черного - грязный темно-коричневый цвет.

Мы можем предположить, что красноватый оттенок возникает оттого, что хуже других работает голубой фильтр (известно, что для сохранения нейтрального оттенка добавляют большее количество голубой краски). Но недостатки одного красителя не являются удовлетворительным объяснением этого факта; все красители не идеальны. Дело в том, что рецепторы глаза не одинаково чувствительны во всех диапазонах видимого спектра. Например, колбочки, реагирующие на средние волны ("зеленые"), намного более чувствительны, чем длинноволновые ("красные"), а те, в свою очередь, чувствительнее коротковолновых ("синих").

Здесь мы подходим к основной причине использования черной краски в печати: необходимость получить более плотный и нейтральный черный цвет, по сравнению с тем, который дает смешение CMY. Можно назвать и несколько других причин:

  • возможность обойти нарушения приводки при печати таких тонких и контрастных элементов как текст, линии и штриховые изображения;
  • неизбежные колебания подачи цветных красок в печатной машине вызывают цветовые отклонения в нейтральных тонах, и усиление роли черной краски позволяет сохранить нейтральность;
  • требуемая плотность теней достигается при меньшей общей плотности красочного слоя, - немаловажный фактор, если иметь в виду, что:
    • практически все запечатываемые материалы имеют предел восприятия количества краски;
    • меньшее суммарное содержание красок сокращает время сушки тиража;
    • на сортах бумаги малой плотности насыщенные краской места могут проступать на обороте и загрязнять светлые места оборота;
  • в некоторых ситуациях участие черной краски в оттенках с одновременным снижением количества цветных красок уменьшает необходимость треппинга;
  • наконец, использование черной краски позволяет снизить стоимость печати, поскольку черная краска дешевле остальных.

Каким же образом приложение, создающее CMYK-изображение (иначе говоря, выполняющее цветоделение), получает форму черного цвета? Если связь RGB и CMY уже немного прояснилась, то для создания отдельного канала черного цвета необходимы совершенно особые инструкции.

Материал взят с сайта prodtp.ru

 

Схема проезда

г. Вологда
ул Элеваторная д. 37а
8 (8172) 21-63-99

email: gazeta321@yandex.ru

 

Здание типографии

typo